среда, 15 января 2020 г.

Умение работать с информацией. 6 важных моментов.

Ежедневно специалист любой сферы и каждый учащийся погружается в море  информации,  чтобы из общей массы выловить ценные для себя жемчужины. К великому сожалению, лишь единицы способны уверенно справляться и управлять этим потоком. А ведь от того, насколько быстро и качественно мы умеем обрабатывать информацию, зависит результативность нашей деятельности.

Хочу поделиться своими мыслями, опытом и наблюдениями относительно того, насколько важно развивать навык работы с информацией, что мешает внедрять этот навык, и на какие моменты стоит обратить особое внимание

Многим критически не хватает знаний и умений работы с информацией. С этим сталкиваюсь не только я на своих тренингах. Об этом говорят руководители фирм, продвинутые педагоги, небезразличные родители. На мой взгляд, существует ряд вопросов, которые необходимо пересмотреть, чтобы понять, как наладить «механизм» приобретения этого ценного навыка.

🔻 Вопрос номер один - это неправильная подача материала в наших школах.  Неумелое структурирование подаваемого материала не даёт возможности детям сфокусироваться на главных мыслях. Мозг любит порядок. Вместо этого детей погружают в информационный хаос, с которым, даже не каждый взрослый сможет справиться.Осваивание материала должно проходить на уровне 
понимания, а для этого важно уметь упрощать материал.  Пора избавляться от интеллектуальной заносчивости и научиться подавать материал так, чтобы его мог легко понять человек, не специалист в данной сфере, и даже маленький  ребёнок. Объяснение должно  проходить разными способами и столько раз, сколько это потребуется для понимания.
Кроме того, информация должна идти дозировано - много, не значит хорошо. При «передозировке» информации мозг просто «закрывается» для восприятия, и тогда обучение проходит в пустую. Грамотное структурирование материала даст возможность сэкономить время, и в разы повысит эффективность восприятия информации.


🔻 Вопрос номер два – это «порядок» ведения конспектов. Конспекты ведутся для удобства педагога, но не для удобства учащегося. 
Эра линейных скучных конспектов себя изживает, сегодня пришло время активно внедрять новые техники и методы, такие как, интеллект-карты, скетчноут – визуальные заметки, арт-буки и другое, всё, что основано на техниках работы с информацией через рисунок, картинку, образ. 
Это не только поможет легче и качественно усваивать новый материал, но и  быстрее его повторять. Такой подход поможет активизировать процесс творческого мышления, снизить излишнее напряжение, повысить мотивацию,  человек сможет проявить свою индивидуальность и неповторимость.
Кроме того, образная, визуально-текстовая информация намного легче закрепляется в памяти, дольше хранится, её легче воспроизводить. Приятно и то, что здесь не обязательно хорошо рисовать, главное в удобной форме зафиксировать информацию на бумаге. Ведь каждый делает это для себя.

 🔻 Следующий вопрос не менее важный. Необходимо отойти от устаревших принципов запоминания и прежде всего от примитивной зубрёжки. Существуют действующие и эффективные инструменты, которые позволяют легко и быстро запоминать любые объёмы текстовой и числовой информации. 
Методы мнемо- и эйдотехники в несколько раз увеличат возможности памяти и значительно сэкономят время на освоение материала. 

Критически важно научить детей грамотно, а главное,  самостоятельно работать с информацией. Это и умение компилировать, и выделять ключевые мысли, анализировать, синтезировать, структурировать её по иерархии и т.д.  Всё это важно и потому, что во время осознанной работы с информацией включаются мощные когнитивные процессы. Мозг активно «включается» в работу, идёт интенсивный рост нейронных межполушарных связей -  качественных связей, построенных на ассоциативном мышлении!

🔻 Практический интеллект – этот навык отсутствует у подавляющего большинства. Казалось бы, как это умение может быть связано с вопросом работы с информацией? Печально наблюдать, когда взрослый человек не в состоянии решить какой-то вопрос, так как не "видит" из каких маленьких шагов он состоит. 
Он не видит приоритетность и последовательность своих действий,  не задаётся вопросами: «Как я могу решить эту задачу?»,  «Где я могу найти информацию об этом?», «Какие варианты у меня есть и какой из них будет лучшим?»
  
Умение решать жизненные вопросы, напрямую зависит от умения искать необходимую информацию, умения сравнивать, анализировать, структурировать её по значимости.
Самое интересное, что этому невозможно научить, этому можно только научиться. Практический интеллект - это знания, которые мы получаем из личного опыта. Мы их добываем методом проб и ошибок. Наше умение адаптироваться к окружающей действительности это один из ключевых факторов успеха. И развивать практический интеллект надо с детства. 

🔻 Ещё один момент, который требует пристального внимания - это развитие мета-навыков, так называемых «мягких навыков».  soft skills» с англ. – «мягкие навыки»).  Это базовые способности, которые нельзя измерить, но которые могут в разы повысить результативность нашей деятельности. 
Эта своеобразная надстройка, на основе которой можно развивать другие, более частные навыки и умения.  К «мягким навыкам» относятся, например: ассоциативное и визуальное мышление, креативность, внимательность, осознанность  и т.д. 

 Если мета-навыки не развиты или развиты слабо, человеку очень сложно работать с информацией. Детям трудно учиться в школе, взрослым получать новую специальность.
Развивать и тренировать «мягкие навыки» можно и нужно. Эти умения можно усовершенствовать с помощью специальных практических упражнений на наших тренингах по развитию памяти и внимания.


 🔻 Особое место при работе с информацией играет наш эмоциональный настрой. Прежде всего, это относится к детям. Очень часто именно с этим вопросом приходится работать на тренинге в первую очередь. Изначально необходимо объяснять ребёнку, что совершаемые им ошибки – это не катастрофа, и что ошибки лишь показывают наши слабые стороны, которые мы всегда сможем превратить в сильные. 
На занятиях мы всегда считаем наши победы, пусть даже их совсем мало. Главное, правильно настроить ребёнка и правильно расставить приоритеты, и тогда наши ожидания относительно высоких результатов легко оправдаются. Работа с информацией превратится из мрачного, травмирующего процесса в  увлекательную игру.
Именно эмоциональный настрой человека, то, КАК он с удовольствием участвует в процессе, создаёт наилучшую и благоприятную атмосферу, в которой и достигается наивысший и наилучший результат. 

Мчаться на высокой скорости к новым рубежам, сидя в старой телеге невозможно, если только эта телега не с реактивным двигателем. Как сказал английский писатель Лью́ис Кэ́рролл: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Поэтому
 новые стратегии, новые инструменты, новые навыки – это то, что крайне необходимо всем без исключения, чтобы быть продуктивным и  идти в ногу со временем.



 Автор: Марина Гайдаенко 
(газета "Психолог" №7-8(631-632) апрель 2018г.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий