суббота, 20 июня 2015 г.

Дивергентное мышление - выход за пределы стереотипов. Специальное упражнение.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться».

Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа.
 Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.

Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем.

Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний.
К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, они начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными.
«Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?» и так далее.

Не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации.

Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат. 
Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление.

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться».
Дивергентное мышление работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса.

 Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.
Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:
  • Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
  • Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
  • Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
  • Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.
    Из книги Дж. Гилфорда "Природа человеческого интеллекта"
    The Nature of Human Intelligence

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неординарные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме.
И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка.



Развивая оба типа мышления – конвергентное и дивергентное, зная, какой из типов мышления  необходимо использовать  в той или иной ситуации,  человек может  добиться  максимально высоких  результатов.

Упражнения для развития дивергентного мышления
Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении.
Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем, дивергентные задачи приобретают  особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере (в том числе в учёбе и бизнесе), требуется, прежде всего, дивергентное мышление.

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, предлагаю вам поиграть с одним из упражнений: 

Чем больше способов применения, тем лучше результат.

С помощью подобных упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.

Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.




Копировать материалы можно только  с разрешения автора, 
и с ссылкой на этот блог!



2 комментария:

  1. Очень и очень интересно. Всегда думала, что анализировать информацию нам помогает именно линейное, конвергентное мышление.
    Спасибо, Мариночка, за информацию Вам!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада видеть Вас, Виктория, на страничках этого блога. Всегда интересно читать Ваши комментарии, и размышления, а для многих людей это так необходимо. Благодарю Вас, и всего Вам самого доброго!)

      Удалить