пятница, 25 ноября 2016 г.

11 важных шагов успешного самообразования

Здравствуйте, Друзья!
Недавно на просторах интернета нашла, на мой взгляд, потрясающую информацию для тех, кому нравится самообразование. Как именно самообразование и следование своим интересам могут привести к успеху в жизни? Автор - Джеймс Маркус Бах, сын писателя Ричарда Баха - делится личным опытом добывания знаний.

Немного предыстории...
Джеймс Маркус Бах бросил школу в 8 классе и считает этот шаг первым шагом к своему успеху и счастью. Бросив школу, Джеймс стал жить один в небольшом отеле (там долгая и запутанная семейная история, я не буду углубляться) и занялся тем, что ему больше всего было интересно - изучением компьютера и программированием. Через 4 года он возглавил отдел тестирования программного обеспечения в «Apple». Ему было тогда 20 лет, и он был (и остается в истории компании) самым молодым сотрудником, занимающим должность такого уровня.
Бах получил эту работу не благодаря диплому престижного колледжа (у него

не было и нет никакого диплома никакого колледжа), а благодаря тому, что он смог на собеседовании показать, что конкретно он сделал в этой области и как он умеет учиться.

Свой стиль добывания знаний он назвал «пиратством». Не в дурном воровском смысле, а в смысле вольно-поэтическом. Пират от образования - это тот, кто свободен от формальных институтов, тот, кто плывет туда, куда зовет сердце, тот, кто позволяет себе «терять время» и искать свое место в мире. Пират - это тот, кто слушает учителя, потому что получает удовольствие от узнавания, а не потому, что чувствует себя в ловушке. Пират знает свой корабль (мозг) и знает, как им управлять, чтобы плыть туда, куда нужно.

«Школа временна. Учеба - нет. Если вы хотите преуспеть в жизни, найдите то, что вдохновляет вас и приступайте к делу. Не ждите, пока кто-то придет и научит вас, ваш энтузиазм сам привлечет к вам учителей. Не переживайте о дипломах и степенях, просто будьте настолько хороши в своем деле, что вас невозможно будет не заметить».

Пират работает не на получение диплома, а на репутацию. Совет Баха всем - создавать себе репутацию, тем более что в век интернета это стало просто: писать статьи, вести блог, показывать свои достижения. Твои дела - это твой персональный брэнд.

«Как я добился успеха:
- Я тратил свое время и энергию на мое собственное самообразование.
- Я разработал метод самообразования, который подходит моему темпераменту и ритмам моего мозга.
- Я работаю в области, где профессионализм и хорошую голову ценят больше, чем бумажные свидетельства.
- Я нашел учителей и коллег, которые помогли мне обрести уверенность в себе и научили представлять мои идеи в наилучшем виде»

Тест на пиратство включает следующие пункты:
"Вы свободны…
- Получать знания из источника. Если у вас есть выбор, научиться чем-либо самостоятельно (путем исследования, эксперимента, наблюдения, проверки) или учиться у «авторитета» (лекция, правила, презентация) вы предпочитаете личный опыт.
- Доверять своему интересу (self-directed learning). Если нужно выбрать между следованием своему внутреннему компасу (вашим импульсам, увлечениям, интуиции) или следованием установленному плану (даже вашему собственному), вы идете по стрелке внутреннего компаса. Ваше методы эвристические, а не догматические.

Вы охотитесь за идеями
- Вами двигает любопытство. Если есть выбор между идеями и действиями равной ценности, вы предпочтете наименее известные и знакомые. Вам интересны новизна и разнообразие идей.
- Вас манят загадки. Вас вдохновляют задачи, проблемы, тайны, а не рутинные задания.
- Сложность задачи делает вас смелее. Вы знаете, что если кто-то этому научился, то и вы сможете. Вы подозреваете, что большинство наиболее сложных вещей на самом деле достаточно просты, если вам удастся додуматься до организующих принципов.

Вы добываете свое место в мире думающих людей…
- Вы сами создаете себя. Вы не приемлете доктрин. Вы не пассивная посудина. Для вас учеба - это постоянная персональная трансформация, а не заучивание фактов. Вы видите себя мыслителем-учеником-учителем.
- Вы зарабатываете свою репутацию. Вы подозрительны для любителей титулов и сертификатов. Вы создаете и поддерживаете свою репутацию ценностью своих идей. Вы стремитесь заслужить уважение тех людей, которых вы сами уважаете".

Бах рассказывает о случаях из своей жизни, когда он брался за задачу, совершенно ему незнакомую, и решал ее успешно благодаря своему методу самообразования.

Метод состоит из 11 элементов
«1. Находясь в постоянном маниакальном поиске (scouting obsessively), я обнаруживаю источники информации и инструменты, которые могут мне понадобиться. Это такое веселье для меня! Я хожу по книжным магазинам, просматриваю книги, роюсь в Сети, листаю словари. Я пробую и бросаю. Все это нужно мне для того, чтобы создать ресурсы, к которым я смогу обратиться, если мне нужно будет быстро изучить что-то важное.

2. Настоящие задачи (authentic problems) заставляют мой мозг работать. «Настоящей задачей» я называю такую задачу, которая касается лично меня, а не что-то такое, что, по мнению кого-то еще, может меня волновать.

3. Когнитивная опытность (cognitive savvy) подразумевает, что я работают в согласии с ритмами моего мозга. Мыслительная работа совершается по определенным ритмам и принципам, которые я использую, чтобы направлять свой мозг, вместо того, чтобы управлять им или тащить его на буксире.

4. Знание привлекает знание (knowledge attracts knowledge). Чем больше я знаю, тем легче я учусь. Новое знание соединяется со старым, вызывая вопросы, которые ведут дальше к еще более обширному знанию.

5. Эксперименты делают учебу живой и непосредственной. Экспериментировать - это подойти поближе, порассуждать о предмете, поиграть с ним, попинать его и узнать, что произойдет в результате.

6. «Бросовое время» (disposable time) позволяет мне пробовать новое. «Бросовое» время - это то время, которое я могу себе позволить потерять. Работая над моими лучшими проектами, я немало времени потратил на рисование дудлов, игры, просмотр телевизора и других так называемых «убийц» времени.

7. Истории - это то, что придает вещам смысл. История - это компоновка идей, имеющая смысл. Я делаю свои представления о мира более глубокими путем сочинения, редактирования, распространения, испытания историй.

8. Противоположные идеи приводят к лучшим идеям (contrasting ideas lead to better ideas). На практике это означает следующее: проверять мои убеждения с помощью полярных идей. Это значит: задавать вопросы, развивать навык критического и скептического мышления, чтобы не быть обманутым и одураченным.

9. Другие мнения тренируют мои мыслительные способности и подчеркивают мои достижения. Хотя мои идеи - это мои идеи, я считаю, что это весело и полезно, - слушать других мыслителей, отвечать им. Я беру идеи других людей, а потом подстраиваю их под себя.

10. Слова и картинки - это дом для моих мыслей. За слоем историй стоит слой слов, картинок и символов, которые придают смыслам форму. Я ищу и ввожу в оборот сильные слова, делаю заметки, вожусь с диаграммами.


11. Системное мышление помогает мне справляться со сложными задачами. Системное мышление - это искусство анализировать сложные структуры таким образом, чтобы выявлять простые закономерности, которые стоят за ними. Благодаря системному мышлению я учусь быстрее, т.к. я вижу связь между тем, что изучаю в данный момент и тем, что уже знаю».

Бах показывает, как эти элементы работают в реальной жизни и помогают ему решать разноплановые задачи. Его находки на поверку оказываются тем, о чем сейчас много пишут нейропсихологи, изучающие механику работы мозга. Это то, что касается важности «ничегонеделания», забывания, цикличности, переключения между рациональным и иррациональным, мнемонические и эвристические техники.

«То, что кажется мне хаосом, на самом деле является структурой, которую я пока не понимаю».

Успех такого подхода складывается из двух компонентов - веры в себя как интеллектуальную единицу и возможность следовать ритмам своего мозга и тела. Ведь есть еще такой важный психологический момент как восприятие неудач. Попытался понять - и не получилось. Позиция Баха в этом вопросе: неудача - это тоже прогресс. Не понимать, потому что никогда не пробовал, и не понимать, потому что не получилось, - это разные непонимания.
А второй момент здесь: моя неудача может стать чьим-то открытием.

Следуя подобному опыту добывания знаний, можно хорошо структурировать и организовать свою интеллектуальную деятельность.




Комментариев нет:

Отправить комментарий