пятница, 22 января 2016 г.

Когда учёба в радость? 5 практических советов родителям.

Здравствуйте, Друзья!
Недавно в интернете я наткнулась на одну интересную статью, где
 автор старался донести до читателей мнения разных специалистов в области воспитания детей.  

Самое интересное меня ожидало после прочтения. В комментариях шла жаркая дискуссия  педагогов, родителей со стажем, и просто случайно заглянувших гостей. Каждый высказывал своё мнение относительно того,  что  же важнее для ребёнка  процесс самой деятельности или результат? 

Мнения людей оказались довольно противоречивыми...  
Мне пришла идея поделиться своим опытом, своими наблюдениями, размышлениями, практическими советами, возможно, это будет интересно мыслящим и неравнодушным родителям, чьи дети учатся в школе. 

Мой негативный опыт

Как и у многих родителей, у меня тоже был негативный опыт.  Росли мои дети (у меня два сына!), и я «росла» вместе с ними.  Наверное, каждый родитель,  хочет, чтобы его ребёнок  стал лучшим. Чтобы не совершал «глупых» ошибок,  делал только «правильные вещи»,  учился на «отлично», занимал активную жизненную позицию….

Период, когда мои мальчишки ходили в школу был насыщен разнообразными событиями удачными и не очень.  Я помню, очень переживала из-за их оценок. Одно время, как-то не очень давалось им обучение, а я тогда считала оценки важным результатом их учёбы.
Каждый раз, приходя из школы, мальчишки слышали от меня вопрос: «Как успехи? Что получил?» 

Вспоминаю, как он бедный съёживался, когда ему приходилось отчитываться за плохую оценку, как виновато стоял, опустив глаза вниз, а потом говорил в сердцах, как ненавидит эти уроки, школу, учителей.

Мы родители,  ждём результата, и желательно позитивного. А его нет, хвалить вроде не за что.
Очень часто бывает так, что процесс обучения ребёнка не увлекает, более того вызывает психологический дискомфорт, неприязнь ко всему, что связано со школой. 
А мы, родители, сами того не осознавая, в ожидании «хороших» результатов (баллов) калечим и травмируем наших детей.
Знаю, многим родителям сложно признаться в этом (встречала многих таких на своих тренингах), более того, они твёрдо уверены, что поступают правильно, когда отчитывают ребёнка за оценки.
Как быть?

Осознание
Я тогда впервые задумалась, что же на самом деле важно, получить хорошую отметку (ведь это для аттестата, для поступления  в ВУЗ очень важный результат!) или всё же научить проходить сам процесс, от начала до конца, с удовольствием, с воодушевлением, с азартом?  Неважно какой процесс деятельности, главное иметь мотивацию делать что-то и не бросить на полпути.
Может быть школа, все эти задачки, уравнения, сдача тестов, экзаменов, это не только
оценки (мини-результаты!), а что-то гораздо большее?  Может,  это развитие личностных качеств? Развитие практического и эмоционального интеллекта,  навыка общения - коммуникации с учителями и сверстниками, умения выкручиваться в сложных ситуациях, умения  приспосабливаться, если необходимо? Развитие навыка работы с информацией, умения выступать публично, умения отстоять свою точку зрения и многое-многое другое?

Учёба в школе - это довольно продолжительный  процесс – процесс накопления опыта! И если ориентироваться только на оценки, можно упустить много важных и ценных моментов.
Окончив школу, нам не нужны будут знания тригонометрических таблиц,  теорем по геометрии, многочисленных математических и физических формул, нам понадобятся именно те умения, навыки (мета-навыки), качества, которые мы сможем применять в нашей жизни: на работе, в семье, с окружающими нас людьми и т.д.
Всё это объяснить ребёнку, не так просто, ведь для него полученная им оценка – это результат его  учёбы в школе, его «зарплата».

Начало моих изменений
Поразмыслив  над вопросом  «процесса-результата», я решила сместить фокус внимания детей с «оценок» на «события», которые происходили в школе. Ведь, в действительности, наиболее важным, является то, какие знания получил ребёнок за прожитый день, чему научился, что нового открыл для себя? 
И прежде всего такое убеждение мне надо было принять самой.

Начала я с того, что стала задавать им другие вопросы.  Когда они приходили из школы я спрашивала: 
Что новенького и интересного ты сегодня узнал? 
Что больше всего понравилось?

Ребёнок должен видеть, а главное чувствовать вашу поддержку, ваш неподдельный интерес к нему, к его жизни. 
Не заставляйте его  отчитываться перед вами,  лучше, побудите  его делиться с вами своими интересностями. 

Что касается «плохих» оценок я пояснила детям так: «Плохие оценки – это не диагноз. Плохих оценок в принципе не существует – это просто непонятые пока тобой знания и недополученный опыт».  Я объяснила детям, что любые оценки – это индикаторные  лампочки -  «отличная» оценка показывает, что всё в порядке, а  «плохая» - сигналит, что где-то  нужна доработка, чтобы превратить своё слабое место в сильное, свои "незнания" в "знания".

Ребёнок ходит в школу за знаниями, опытом, а уж потом за оценками.
И поверьте, если у ребёнка будет комфортное психологическое состояние, если он будет чувствовать  нашу родительскую поддержку, видеть нашу обратную связь, он будет осознанно участвовать в учебном процессе, в процессе собственного формирования, а хорошие результаты будут его побочным эффектом!


Наши результаты
Спустя некоторое время, мои мальчишки стали более раскрепощёнными, позитивными, охотно делились своими школьными новостями, сами рассказывали о своих отметках. Младший сын стал с удовольствием участвовать в общественной жизни школы: концерты, КВНы, агитбригада, творческие и интеллектуальные конкурсы.

Они перестали бояться совершать ошибки или проигрывать, а принимая участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, говорили так: «Главное участие!»
Их стал увлекать процесс, им стало интересно пробовать свои силы, где только можно, они получали от этого драйв! А если побеждали, то испытывали невероятное удовлетворения от своих высоких результатов. 


Успеваемость повысилась! А если балл их не совсем устраивал, говорили «я знаю, что мне надо подработать, чтобы стало лучше», и звучало это не как наказание, а как вызов самому себе. Мальчишки знали, что я всегда им помогу, если это будет необходимо.
Ребята закончили школу. Пошли учиться дальше... И, мне сейчас так приятно видеть и ощущать, что всё то, что я тогда «посеяла» продолжает давать благоприятные «всходы».


То, что я применяла на практике

Вот несколько  рекомендаций, которые проверены мною на  практике.


5 практических советов родителям

1 .    Хвалите правильно.
Хвалите за действия и поступки, добавляйте свои эмоции. Сказать  просто «Молодец!» - ощущается как-то пусто, расширьте свою похвалу. Скажите так:
« Как быстро и красиво ты написал, взрослеешь на глазах!», «Ты убрал всё по местам, теперь так аккуратно, так чисто стало!»,   «Как хорошо, что ты мне помог, освободил мне время, теперь я смогу доделать то, что никак не получалось!», «Как вкусно  у тебя получилось приготовить, просто мастерски!» Кстати, такая же похвала применима и ко взрослым. Попробуйте примерить на себя, как вам больше понравится?

2 .    Поддерживать и хвалить за старание.
Бывает, что ребёнку пока что-то не удаётся сделать, тогда его стоит поддержать. Скажите ему: «Да, задание непростое, попробуй разобраться сам, а если возникнут вопросы, я тебе помогу» или так  «Смелее, пробуй, у тебя всё получится!

3 .    Взгляд, жест.
Иногда показать своё одобрение или поддержку можно молча, ничего не говоря. Ваш одобрительный взгляд или жест могут многое сказать ребёнку, будьте уверены, он это обязательно почувствует.

4 .    Прикосновения, объятия.
Тактильный контакт очень важен для человека, особенно для ребёнка. И не важно - мальчик это или девочка.  Я всегда обнимала мальчишек и говорила, как я их люблю, как горжусь ими. Иногда можно просто по-дружески потрепать волосы, похлопать по плечу или просто коснуться руки, давая понять, что «я рядом». «Недоласканность» в детстве, может в будущем проявиться грубостью и  агрессией по отношению к окружающим.
Каждый вечер, когда они ложились спать, я разговаривала с ними, желала им успешного завтрашнего дня, и целовала. Это замечательное время, когда ребёнок может делиться своими новостями, проблемами, размышлениями. Я никогда не упускала эту возможность.

5  .    Личный пример.
Меньше наставлений-поучений, больше личного примера. Если наши слова расходятся с действиями, не удивляйтесь, что ребёнок не будет делать то, что мы ему говорим: «делай зарядку», «читай книги», «наведи порядок»…и т.д.  – всё это будет для него лишь пустым звуком.  Поэтому, свои слова, надо подкреплять своим личным примером.

Многими своими секретами я делюсь в аудио-курсе


Вывод 
На мой взгляд, главный ключ – это эмоциональное состояние. 
Именно эмоциональный настрой человека, то, КАК он с удовольствием участвует в процессе, создаёт наилучшую и благоприятную атмосферу, в которой и достигается наивысший и наилучший результат.

И ещё...
Воспитание - это не разовые поучительные беседы, что-то на подобие: «делай так», «говори так», «сиди так».
Воспитание - это процесс,  длительный, ежедневный, кропотливый.  
Воспитание – это то, как мы, каждую минуту относимся к детям, как помогаем им, поддерживаем, как разговариваем с ними. 
Мы воспитываем их своими жестами, тоном своего голоса, молчанием, своим взглядом, мимикой.
Воспитание – это искусство, которым должен овладеть каждый родитель. И это стоит сделать, если мы  хотим, чтобы наш ребёнок вошёл во взрослую жизнь не только успешным, но и счастливым человеком.
автор:Марина Гайдаенко



Развивающий тренинг для взрослых и детей



Копировать материалы можно только  с разрешения автора, 
и с ссылкой на этот блог!



Комментариев нет:

Отправить комментарий