четверг, 17 октября 2013 г.

Как учиться эффективно? Конус Обучения и Метод Сократа.



Один преподаватель другому говорит:
"Вот студенты тупые, я им раз объясняю – не понимают, второй раз объясняю – не понимают, третий раз объясняю, уже сам понял, а они не понимают".





Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения.

Эдгар Дейл пришел к выводу, что:
- слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
- обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Результаты исследований он представил в виде схемы "Конус обучения":




Мысли вслух....
Как ни печально, но весь процесс обучения в образовательной школе построен на том, что, либо учитель рассказывает материал (всё же лучше, чем ничего), либо дети читают параграф самостоятельно.
Кто развивается, "образовывается" в этом случае? Конечно же пользу получает тот, кто излагает материал.
Латинское слово "educare", от которого во многих европейских языках произошло "образование", означает "вытягивать, извлекать". В древности люди считали, что мудрость заложена в самом человеке.

Задача преподавателя состояла в том, чтобы вытягивать из ученика его собственные интуитивные ощущения, мысли, идеи, с помощью провокационных вопросов.

 Такая методика, получившая название метод Сократа, заставляла ученика высказывать, анализировать, защищать собственные идеи, делать умозаключения, и это верный способ прочно закрепить знания в сознании учащегося.

Подобная  технология приносит пользу не только ученику, но и учителю, так как обе стороны используют мощную петлю обратной связи, которая способствуют интеллектуальному развитию и расширению взглядов.
Вероятно, Вы слышали такое высказывание:" Обучая, учимся сами".

Современные педагоги рассматривают ученика как "чистую доску или пустой сосуд", который нужно заполнить информацией.
 Бесконечное пичканье учеников всё новой и новой информацией не развивает, а лишь эксплуатирует интеллект. Откуда возьмётся интерес и мотивация к учёбе?  Где во всём этом смысл?

Кроме того учеников и студентов пугают двойками,  отчислениями и прочими неприятностями, и они просто ВЫНУЖДЕНЫ внимательно слушать лектора или делать вид, что слушают. Прямо инквизиторские приёмы!!!

Помните высказывание А.Эйнштейна:"Образование - это то, что остаётся, когда забывается всё, чему учили в школе".





Копировать материалы можно только  с разрешения автора, 
и с ссылкой на этот блог!



2 комментария:

  1. Так выходит, прослушивание аудиокниги в два раза эффективней чем её чтение?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так....да не так)))
      Теоретически, да. Но хочу внести некоторые уточнения.

      Если у Вас ведущая слуховая модальность, то Вы будете лучше воспринимать информацию на слух, ...тогда слушать эффективней.

      Но....
      чтобы повысить качество воспринимаемой информации человеку надо научиться хорошо её ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ВООБРАЖАТЬ (неважно слушает он аудиокнигу или читает её), а это активно работающая образная (эйдетическая) память - это основа хорошего и долговременного запоминания!

      Ещё...
      изучать любую (учебную, профессиональную) информацию лучше с карандашом в руке, делая необходимые пометки, записывая наиболее ценные и важные мысли. Такая осознанная работа с информацией является наиболее плодотворной и принесёт более высокие результаты. Так делаю я)), .....так делали все великие люди.

      А также...
      чем больше органов восприятия, при работе с информацией, задействует человек , тем быстрее и легче он сможет запомнить необходимый материал. Вспомнить этот материал ему будет гораздо проще.
      При этом качество воспроизведения (вспоминания) будет высоким и наиболее точным.
      Результат - повторов меньше, эффективность выше!

      Желаю успехов!!!

      Удалить